6 Царь Терпения

Упражнение 6: Царь Терпения

Технологический алгоритм Тибетской сердечной йоги
рис.1. Технологический алгоритм Тибетской сердечной йоги.
(щелкните по картинке чтобы получить полное изображение)

В Древней Индии первая часть этого шестого по счёту упражнения называлась «Поза царя рыб» (Matsyendra Asana). Матсьендра — это имя великого индийского учителя, который жил более тысячи лет назад; его учение о йоге, наряду с наставлениями его ученика по имени Горакша Натха, оказало сильное влияние на линию передачи йоги далай-лам Тибета.

Вторая часть упражнения представляет собой, наверное, самую характерную позу тибетской традиции, она называется «Крюк» (Чагкью).

Как выполнять упражнение

Время; 4 минуты.

Сядьте прямо, вытянув ноги перед собой.

Вдохните и тихо скажите «Я посылаю тебе терпение».

Молча проделайте пять циклов выдох-вдох, посылая дыхание и излучая свет.

Выдох: Начинайте принимать позу «Царя рыб», согнув левое колено и поставив левую стопу снаружи правого колена. Теперь согните правую ногу в колене, оставляя её бедро на полу, а ступню поместив рядом с левой ягодицей.

Вдох: Перенесите правый локоть к внешней стороне левого колена, вытяните правую руку вниз и возьмитесь ею за левую ступню.

Выдох: Повернитесь и посмотрите через левое плечо, вытянув левую руку вокруг спины и положив её как можно ближе к правому бедру. Оставайтесь в этой позе в течение пяти циклов выдох-вдох. Следите за тем, чтобы скручивание позвоночника происходило за сердцем, а не в шейном или поясничном отделе.

«Царь рыб»

Выдох: Вернитесь в исходное положение; взгляд вперёд. Вдох.

Повторите эту последовательность движений в другую сторону.

Вернитесь в исходное положение и снова вытяните прямые ноги перед собой. Спина прямая. Выдох.

Вдох: Переходите к позе «Крюк», сцепив пальцы перед сердцем и согнув руки в локтях наружу в стороны.

«Крюк», исходное положение

Выдох: Одним быстрым движением выбросите сцепленные руки вперёд перед собой. На вдохе задержитесь в этом положении, вытягивая позвоночник.

Выдох: Повернитесь налево, как можно дальше перенося руки влево, не сгибая их. Поверните голову и, глядя на руки, оставайтесь в таком положении три цикла выдох-вдох. Как всегда, акцентируйте своё внимание на повороте позвоночника позади сердца.

«Крюк», поворот с прямыми руками

Выдох: Согните левую руку в локте, прижав его к левому боку, и отведите руки ещё дальше влево. Глядя как можно дальше через плечо, оставайтесь в таком положении ещё три дыхательных цикла.

«Крюк», поворот со сгибанием локтя

Выдох: Вернитесь в начальное положение для «Крюка» и повторите всю последовательность вправо.

Как упражнение воздействует на вас

Это упражнение тоже оказывает двухступенчатое воздействие. Его первая часть освобождает особый узел, расположенный в области бёдер, что опять-таки оживляет вашу сексуальную энергию и благотворно сказывается на пищеварении. Этот набор поз и движений интересен ещё и тем, что усиливаемый им поток внутренних ветров высвобождает физический воздух, застрявший в животе и кишках. Так что не очень-то удивляйтесь, если обнаружите, что вы начали отрыгивать или испускать газы во время выполнения скруток, — это хороший знак.

Повороты также укрепляют брюшные мышцы, делая живот плоским и удаляя лишний жир с талии.

Когда вы переходите к «Крюку», расслабляющее воздействие перемещается на критические точки верхней части спины в области сердца, а также шеи и плеч. В основании шеи рядом с позвоночником находится ещё один важный узел, являющийся основной причиной негибкости и закостенелости всего шейного отдела. Когда этот узел распутан, это сразу же сказывается на узле в нашем сердце — главной цели Тибетской сердечной йоги.

Постоянно контролируйте направление своего взгляда во время поворотов; пусть этот пункт никогда не исчезает из вашего мысленного вопросника. Сознательные усилия, заставляющие ваши глаза смотреть как можно дальше в сторону, ослабляют в них напряжение и снимают усталость; постепенно вы обнаружите, что это улучшает зрение на весь оставшийся день.

Постоянно помните о том, что дыхание, относящееся ко второму уровню, образует мост между физическими упражнениями йоги и внутренними ветрами, делающий возможными все эти изменения к лучшему. Поэтому, поворачивая верхнюю часть тела как можно дальше, старайтесь не допускать при этом трудностей с дыханием; не позволяйте дыханию сбиваться во время удержания скрутки. Всякий раз, делая вдох, сознательно старайтесь вытянуть позвоночник: ещё прямее и ещё длиннее.

Если в течение дня вы много времени проводите за рабочим столом или перед компьютером, выполнение этого упражнения даст вам возможность использовать взаимосвязь между первыми тремя уровнями. Переплетение каналов в задней части бёдер имеет тенденцию уплотняться, когда мы долгое время сидим, не вставая и не растягиваясь. Внутренние ветра меняют направление, и вот вы уже замечаете, что ваше дыхание стало поверхностным и неровным. Когда вы наконец встаёте, то чувствуете боль в спине. Упражнение помогает ослабить закупорку каналов, восстановить глубокое дыхание и гибкость бёдер.

Бёдра вообще играют важную и не оцененную по достоинству роль в здоровье всего человеческого тела; когда ваша практика йоги станет регулярной, бёдра начнут раскрываться, и вы обнаружите, что простые движения вроде ходьбы или привычные положения тела вроде сидения на месте начинают доставлять вам удовольствие. Тазобедренный узел развязывается, подавая радостный сигнал узлу в сердце. Ещё глубже, вслед за внутренними ветрами, и наши мысли начинают течь свободнее, прежде всего из-за того, что они привязаны к более свободному току этих самых ветров. Но подношение дара нашему дорогому человеку также воздействует на ветра, только уже изнутри. На этот раз мы подносим нашему визави дар терпения. Терпение или смирение — это способность не впадать в гнев в те особые моменты нашей жизни, когда кто-то или что-то действительно выбивает нас из колеи.

Учитель Далай-лама I говорит, что существует два вида терпения, которые вы можете поднести. Первое из них — это, конечно же, терпение в отношении тех людей, с которыми вам трудно уживаться: хорошим примером может служить ваш вечно недовольный босс. А вот второе заключается в том, чтобы попросту не огорчаться по поводу различных событий и ситуаций: головной боли, автомобильной пробки или скверной погоды.

Весь фокус в том, чтобы научиться распознавать в себе гнев на самых ранних его стадиях, когда вы ещё только начинаете чувствовать себя не в своей тарелке или испытывать лёгкое раздражение. После того как на этой плодородной почве буйным цветом расцветёт гнев — что вполне может случиться через минуту-другую, — обычно бывает уже слишком поздно пытаться контролировать себя. При этом один-единственный миг гнева может уничтожить все те благие заслуги, которые вы создали, культивируя добросердечие и дружелюбие многие месяцы или даже годы.

Кстати, есть тут и ещё один приём, который вы можете применить, если знаете, что вам предстоит исключительно напряжённый день, а то и неделя. Например, сегодня до обеда вам надо попасть на приём к начальнику, которого вы терпеть не можете. Древние книги, посвящённые умению отдавать и брать, гласят, что вы можете посылать аромат розы и сияние алмаза — в данном случае само терпение — вперёд, в будущее, себе, любимому.

Эффект такой практики приятно изумит вас; выполняйте её время от времени. Вдруг посреди напряжённых переговоров, как раз когда ваш оппонент становится совершенно невыносимым, вы неожиданно обнаруживаете, что получили мощную дозу терпения: вы спокойны, как удав, и мило улыбаетесь своему собеседнику. Может статься, вы даже и не вспомните, откуда взялся этот нежданный подарок.

Когда я призываю вас упорно трудиться,

Я на самом деле всего лишь учу вас радоваться,

Когда вы делаете людям добро.

Учитель Шантидева(VIII век)

Источники и ссылки: