8 Безмолвие с небес
Упражнение 8: Безмолвие с небес
рис.1. Технологический алгоритм Тибетской сердечной йоги.
(щелкните по картинке чтобы получить полное изображение)
Конечная цель йоговских упражнений состоит не столько в стремлении сделать течение внутренних ветров более свободным, сколько в том, чтобы заставить некоторые особые потоки внутренних ветров течь в другом направлении. Это оказывает глубокое воздействие на сам образ наших мыслей, рождая в нас совершенно новое видение всего, что нас окружает. Мы подробнее поговорим об этом в последних двух упражнениях; теперь же этот процесс начинается на физическом уровне с выполнения перевёрнутых асан и вытягивания ног к небу.
Эта хорошо знакомая индийская асана называется «Поза для всего тела» (Sarvanga asana), потому что она предназначена для всего тела сразу, особенно для его центрального стержня, пронизывающего сверху донизу каждого человека. Кости шейного отдела тоже расслабляются и раскрываются, распуская узел каналов, расположенный в этом месте.
Сопровождающая тибетская поза называется «Тряпичная кукла» (Кекап чак) и представляет собой компенсирующее движение для выравнивания шеи, вытянутой предыдущим положением. Она происходит из более старых тибетских линий передачи. Её главная задача — сбросить все напряжения в шее и сердце, позволив плечам, шее и верхнему отделу спины выгнуться, уронив голову назад, как тряпичная кукла.
Как выполнять упражнение
Время: 3 минуты.
Снова усядьтесь поудобнее.
Вдохните и скажите так: «Я посылаю тебе спокойствие».
Молча проделайте пять циклов выдох-вдох, посылая дыхание и свет.
Выдох: Поза для всего тела начинается на выдохе с того, что вы принимаете положение лёжа на спине с вытянутыми ногами.
Вдох: Заведите ноги за голову и поставьте на пол за собой; держите их вместе. Сомкните пальцы и сведите лопатки вместе. Затем согните руки в локтях и упритесь ладонями в бока в нижней части спины; пальцы указывают в небо. Постарайтесь поставить локти как можно ближе друг к другу. Выдох.
Вдох: Опираясь спиной на ладони, поднимите ноги вверх, пока они не станут совершенно перпендикулярными полу. Добейтесь того, чтобы ваши ступни находились строго над бёдрами, а основной вес вашего тела приходился на плечи, а не на шею. Взгляд устремлён на точку сразу за кончиком носа.
Оставайтесь в таком положении на протяжении пятнадцати циклов выдох-вдох. Позже, когда привыкнете к этой позе, можете увеличить это число до двадцати пяти.
Выдох: Медленно опустите ноги на пол за головой. Можете либо коснуться пальцами пола, сохраняя ноги прямыми, либо согнув колени, расположить их по сторонам от ушей. Сделайте пять дыхательных циклов.
«Поза для всего тела»
Выдох: Согните колени и медленно вернитесь в положение лёжа на спине. Вдох.
Сделайте пять медленных вздохов и перейдите в положение стоя на коврике.
Приступайте к «Тряпичной кукле»: ноги вместе, пальцы сомкните за спиной, руки прямые. Глубокий выдох.
«Тряпичная кукла»
Вдох: Прогнитесь назад от сердца, сводя лопатки вместе и сохраняя нижнюю часть спины прямой. Свободно откиньте голову назад, глядя вверх. Хорошенько потянитесь руками к полу для более глубокого прогиба.
Расслабьтесь и вернитесь в исходное положение сидя.
Как упражнение воздействует на вас
На физическом уровне наше сердце работает постоянно, перекачивая кровь через многие километры кровеносных сосудов. Сердечное сокращение само по себе происходит благодаря движению внутренних ветров; форма сердца отражает конфигурацию невидимых каналов в этом месте тела. Голова человека чуть ли не целый день находится выше сердца, и тому приходится работать с дополнительной нагрузкой, чтобы подавать кровь вертикально вверх. Всякий раз, когда мы ложимся, помещая голову и сердце на один уровень, сердце получает долгожданный перерыв в борьбе с гравитацией. Когда мы опускаем голову ниже сердца, то мозг получает гораздо большее питание, чем когда-либо.
Некоторые из упражнений Сердечной йоги включают в себя именно такое положение головы по отношению к сердцу. Сначала это будет казаться непривычным и даже не очень удобным. Но через несколько недель вы заметите некоторые изменения. Если вы из тех людей, которых целыми днями беспокоит забитый нос или вечно текущие сопли или если у вас есть проблемы с гайморовыми пазухами — синусит, сенная лихорадка или даже астма, — то скоро обнаружите, что эти упражнения представляют собой дешёвую и долгосрочную альтернативу всем этим пилюлям, капсулам и аэрозолям. Большинство подобных закупорок происходит попросту из-за того, что земное притяжение заставляет слизь собираться в карманах на дне пазух. Когда мы оказываемся в позе головой вниз, накопившаяся жидкость высвобождается, и к концу занятия мы уже дышим свободно и легко, порой даже не замечая этого.
Когда поза для всего тела выполняется правильно, вы ощущаете чувство тишины и равновесия — иногда это похоже на чувство полёта. Конечно, правильное выполнение этой позы потребует некоторой практики, более того, из-за того, что она включает в себя раскрытие шеи, вы должны приступать к ней только под руководством опытного инструктора по йоге. Но даже если вы просто будете стабильно и настойчиво обращаться к этому упражнению в течение нескольких недель, то ваша шея впервые за долгие годы почувствует себя хорошо.
Не менее важно, чтобы после сгибания щей вперёд вы уравновесили это, откидывая голову назад: это предотвращает болевые ощущения после занятий. Вот почему в Сердечной йоге мы переходим к «Тряпичной кукле». Не забудьте сделать несколько вздохов перед тем, как встать: сердцу требуется некоторое время, чтобы возобновить нормальную циркуляцию крови в голове, вы непременно почувствуете головокружение, если поторопитесь.
Балансирование при удержании ног в вертикальном положении само по себе помогает нам лучше почувствовать невидимый центральный канал. Так и запишите в своём вопроснике к этому упражнению: «Стараешься ли чувствовать канал в виде ощущения оси, проходящей через центр тела?» Продолжайте дышать как всегда, обращая больше внимания на долгие, ровные выдохи, сопровождаемые тем же звуком удовлетворения и облегчения. Сейчас, как и во всех двигательных упражнениях, глаза остаются открытыми и смотрят в заданную точку, фокусируясь на ней одной.
На самом деле фокусировка и есть то, что мы подносим дорогому нам человеку, выдыхая во время выполнения этого упражнения. Существуют разные формы фокусирования или сосредоточения взгляда. Есть, например, сверхъестественная концентрация, которую можно наблюдать в глазах профессионального игрока в бейсбол в тот момент, когда он следит за мячом, стремительно приближающимся к его бите. Или, скажем, полностью погруженный в себя взгляд искушённого бизнесмена, ведущего трудные переговоры по сотовому телефону.
На более глубоком уровне фокусированию взгляда соответствует медитация — разновидность сосредоточенного на чём-то одном единонаправленного молчания ума. Медитация не слишком отличается от того всепоглощающего чувства, которое вы испытываете, когда теряете представление о себе, читая хорошую книгу или смотря какой-нибудь захватывающий фильм. Все эти формы концентрации имеют нечто общее: мы фокусируемся на единственной вещи, совершенно игнорируя все остальные. Как говаривали древние учителя, когда мы видим одну вещь, то на самом-то деле мы смотрим на противоположность всего того, что в целом мире не является этой вещью. Ну и какое отношение всё это имеет к нашей йоге?
На самом начальном уровне это означает, что мы сможем лучше концентрироваться на упражнении, если в комнате меньше других объектов, которые необходимо игнорировать. На практике это выражается в том, что помещение, где вы занимаетесь йогой, должно быть чистым и аккуратным. Поэтому спрячьте или вообще выбросьте из комнаты всё лишнее, оставив только то, что является совершенно необходимым, — всё, на чём могут задержаться ваши глаза и ум, всё, что может сбить вас с концентрации на указанной точке фокусирования взгляда.
Однако такой порядок нужно навести не только в комнате для занятий йогой; если вы всё же рассчитываете обрести ту разновидность концентрации, которую мы посылаем другим, то придётся очиститься в более широком смысле. Это обусловлено тем, что наш ум чем-то похож на память компьютера: он обладает конечной ёмкостью для хранения вещей, ни байтом больше. Если я спрошу вас, сколько пар обуви у вас имеется или как много безделушек раскидано по всему вашему дому, ваш ум немедленно начнёт вызывать перед мысленным взором изображение каждой из них. Этот пример показывает, насколько на самом деле загромождён наш ум: какая-то старая пара кроссовок, которую мы уже сто лет как не носим, занимает, тем не менее, драгоценное место в нашем уме. А раз место уже занято, то мы можем упустить какую-нибудь великолепную мысль, ей просто негде будет разместиться: постоит-постоит да и уйдёт.
Тот же принцип применим и к нашим взаимоотношениям с людьми, к тем книгам, которые мы читаем, и к тем новостям, которые предпочитаем. Ёмкость нашего ума не беспредельна. Запутавшись в сотне объектов на внешнем, поверхностном уровне, не так-то просто спуститься глубже на уровень-другой. А когда нам всё-таки удаётся углубиться, то мы замечаем, как что-то случается с нашими внутренними ветрами: их поток начинает успокаиваться и очищаться.
Это мгновенно сказывается на первом уровне, так как длящееся, ничем не прерываемое внутреннее молчание насыщает наше тело гораздо лучше, чем полноценное трёхразовое питание. Некоторые мастера йоги в Древней Индии и Тибете избавлялись от потребности в пище и даже в самом дыхании; они питались исключительно безмолвием.
Нам необязательно заходить так далеко, но сама идея вам понятна. Если мы хотим, чтобы йога работала на нас, делая нас сильными и подтянутыми, то концентрация безмолвия нужна нам не меньше, чем здоровая пища. Вот почему мы подносим этот дар безмолвия кому-то другому — ведь это лучший способ обрести его самому: нужные семена посеяны.
Мы должны уподобиться садовником.
Йога-сутра Учителя Патанджали (III век)