Шесть йог Наропы

Шесть йог Наропы

(санскр. Шаданга-йога Надапада, тиб. Наро Чедрук) — высокоэффективные методы Линии Кагью. Кроме Кагью, Шесть йог Наропы в более или менее полной форме вошли практически во все остальные школы тибетского буддизма. Их цель — реализация природы Ума через его энергетический аспект.

(подробнее см. Хрестоматия по шести йогам Наропы)

Состоит из следующих практик: 

— йога промежуточного состояния (санскр. Антарабхава-Йога, тиб. Бардо), используемая для узнования неразделимости ясности и пустоты (шуньята) в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего;

— йога внутреннего тепла (санскр. Чандали-Йога, тиб. Туммо), базовая практика Шести Йог Наропы, в которой преобразуются привичные тенденции к жадности и привязанности и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты (шуньята). В йоге внутреннего тепла применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка;

— йога сновидений (санскр. Свапнадаршана-Йога, тиб. Милам), позволяющая сохранять осознание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла;

— йога иллюзорного тела (санскр. Майядэха-Йога, тиб. Гьюлу), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело Йидама. Применяется концетрация на энергетическском центре, находящемся в области лба;

— йога переноса сознания (санскр. Самкранти-Йога, тиб. Пхова), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления;

— йога ясного света (санскр. Прабхасвара-Йога, тиб. Осал), в котой концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, применяется для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты (шуньята).

Основа, путь и цель этих йог — Махамудра. Большинство этих медитаций требует длительных уединений. Шесть Йог составляют «путь средств» и передавались от Тилопы к Наропе, были привезены в Тибет Марпой, и далее по ходу Линии Передачи. Согласно Тилопе, передача Внутреннего Тепла идет от Сиддхи Чарьи, Иллюзорное Тело и Ясный Свет от Нагарджуны, Йога Сна — от Лавапы, Перенос Сознания и Промежуточное Состояние — от Сукхасиддхи.

Эти шесть упражнений предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находилсь тело и ум, в частности бодрствование, сон со сноведениями, глубокий сон, медитация, умирание и период между смертью тела и следующим зачатием.
Первоисточники шести йог

Как и во всех остальных буддистких учениях, традиция утверждает, что первоисточником Шести Йог Наропы был сам Будда, который 2500 лет назад учил многим различным сутрам и тантрам, где сутры были открытыми проповедями, а тантры – тайными проповедями Ваджраяны. Шесть Йог Наропы являются синтезом многочисленных тантрических доктрин, воплощенных в исходных тантрах, преподанных Буддой. Это объясняется Ламой Цзонкапой в «Книге Трёх Вдохновений»:

Наставления по йоге внутреннего тепла приходят к нам через Тилопу, который пояснил, что она была передачей Махасиддхи Кришначарьи, также известным (тибетцам) как Лопон Ачарьяпа, которая сплавляет воедино (учения по внутренней йоге, присутствующие в) Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре…

Доктрины иллюзорного тела и ясного света берут начало из устной традиции учений Гукхьясамаджа Тантры, как она была передана через индийского махасиддху Джнанагарбху. Эта традиция передачи устных наставлений Гукхьясамаджи Марпы использовалась как основа, обогащенная передачей Гукхьясамаджи Ариев – Отца и Сыновей (т.е. Нагарджуны и его учеников Арьядевы и Чандракирти).

Практики переноса сознания и форсированной проекции в новую обитель основаны большей частью на Шри Чатурпита Тантре.

Таким образом, все шесть йог Наропы имеют истоки в подлинных тантрических текстах, преподанных Буддой. Йога внутреннего тепла является сплавом этих практик, преподанных в Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре; йоги иллюзорного тела и ясного света основаны на Гукхьясамаджа Тантре; йога переноса сознания, как и йога ясного света основаны на Шри Чатурпита Тантре. Все эти исходные тантры были даны Буддой. Здесь Лама Цзонкапа не упоминает отдельно йогу бардо, так как в традиции Шести Йог она рассматривается как продолжение йоги иллюзорного тела, и, таким образом, также основана на Гукхьясамаджа Тантре.

Все эти исходные тантры были переведены с санскрита на тибетский и сохранены в каноне Канжур. К тому же, многочисленные комментарии к ним более поздних индийских мастеров сохранены в Танжуре. Цзонкапа указывает, что для традиции Шести Йог наиболее важным из индийских комментариев является трактат Кришначарьи о йоге внутреннего тепла.

Достижения шести йог 
Существует два вида достижений, которые можно надеяться обрести путем практики Шести Йог — мирские и трансцендентные. Первый вид включает в себя Четыре Выполнения и Восемь Сиддх (достижений).

Мирские достижения 

Четыре Выполнения:
1.Обретение способности предотвращать бедствия и несчастья для себя и других.
2.Обретение способности увеличивать достижения и удачу.
3.Способность притягивать желаемые вещи.
4.Способность преодолевать любое зло и любые препятствия.

Восемь Сиддх: 
1.Обретение «таинственного меча», способного выполнять все желания.
2.Обретение «магических пилюль», обладающих чудодейственной силой исцеления.
3.Обретение «чудесного бальзама», наделяющего ясновидением.
4.Способность быстрого передвижения.
5.Обретение «магического эликсира», превращающего старость в молодость.
6.Способность общаться с богинями.
7.Способность прятать свое тело среди толпы.
8.Способность проходить через стены, камни и горы…

Эти мирские достижения могут быть обретены путем одной лишь практики Йоги Восхождения, но Трансцендентное, или Высшее, Достижение обретается только посредством совместной практики Йоги Восхождения и Йоги Завершения…

Трансцендентное Достижение 

Существуют четыре стадии на этом Пути: 

1.Тот, кто вступил на Путь и укрепился в практике и переживаниях обеих Йог, считается достигшим первой стадии — Стадии Подготовки Всего Необходимого.

2.О том, кто может проводить Прану-Ум в Центральный Канал и вызывать «Четыре Нисходящие Блаженства» путем опускания чистого элемента Праны-Ума, имеет прямое переживание Блаженства-Пустоты, бесконечно увеличивает мирские достижения, связанные с праной и нади, о нем говорят, что он достиг второй стадии — Стадии Предвкушения.

3.Тот, кто может поднимать чистый элемент Тиг Ле через Центральный Канал, вызывать «Четыре Восходящих Блаженства», добиваться стабилизации Тиг Ле в Головном Центре, устранять по очереди все узлы, связывающие Центральный Канал,… расчищать все препятствия в Шести Чакрах и устранять одна за другой двадцать одну тысячу шестьсот кармических пран, считается достигшим третьей или четвертой стадий, которые включают в себя Стадии Начального Просветления и Дальнейшего Просветления, то есть с Первой (стади) Бхуми до Двенадцатой.

4.Тот, кто может очищать самые тонкие праны, нади и бинду, трансформировать физическое тело в Радужное Тело, очищать тридцать две нади и восемьдесят дуалистических мыслей — добиваясь таким образом раскрытия тридцати двух чудесных признаков и восьмидесяти великолепных форм Тела Будды, — считается достигшим Совершенного Состояния Будды Тринадцатой Бхуми Ваджрадхары. Поскольку Его Прана-Ум имеет природу Мудрости, и поскольку слоги А(является биджей Пупочного Центра, символизирующей позитивный элемент) и ХАМ (биджа Головного Центра, символизирующее негативный элемент)находятся в совершенном слиянии, Он достигает конечной Самбхогакайи Двух-в-Одном Состояния Будды. То в Нем, что выражает отсутствие дифференциации Сострадания и Пустоты, именуется Дхармакайей; то в Нем, что выражает бесконечное Блаженство и Славу, именуется Самбхогакайей, а то, что выражает бесконечные формы и действия, производимые на благо всех живых существ, именуется Нирманакайей. Идентичность, или единство, этих Тел называется Дхармадхату [Тотальность]. С помощью этих Четырех Тел Он приведет в движение Колесо Дхармы, с тем чтобы дать освобождение всем живым существам до конца Сансары…

скачать