Тибетская сердечная йога
Тибетская сердечная йога.
В йоге существует множество разных школ, первоисточников. Даже само понятие ЙОГА определяется в них немного по-разному. Но, пожалуй, самое главное — это то, как ее понимает практикующий. Другими словами, какова ЦЕЛЬ практики йоги ДЛЯ ВАС?
В основном йогой люди занимаются для оздоровления организма, то есть выполняются физические упражнения (асаны) + дыхание (пранаямы) + медитации. Только вот для разных людей, оказывается, это не всегда подходит. ПОЧЕМУ? Как работает ЙОГА? Что делать, чтобы она работала всегда?
По мнению автора статьи, наиболее близко к сути ЙОГИ подошла Тибетская сердечная йога. Одним из самых ярких западных представителей этой линии является в настоящий момент геше Майкл Роуч, который выпустил несколько книг. В дальнейшем будем ссылаться на его работы.
Итак, тибетская йога утверждает, что существует 5 уровней, которые необходимо контролировать при выполнении упражнений, они соответствуют пяти слоям тела:
1. Физическое тело – это, вроде бы, всем понятно.
2. Питание тела: дыхание, прием пищи, сон и прочее, что дает нам энергию.
3. Внутренние ветра: тонкие энергетические каналы тела.
4. Мысли: все, что с нами происходит, определяется нашим мышлением.
5. То, что управляет мыслями: это уже совсем непонятно.
…
Существуют еще уровни, о которых можно только догадываться, но и этих 5-ти для начала вполне достаточно. Как же эти уровни взаимосвязаны? Ведь без сомнения, тело человека – единое целое, и понять что-либо можно лишь взглянув на все в комплексе.
Для ответа на поставленные вопросы приведем выдержки из работы геше Майкла Роуча «Тибетская книга йоги».
Как работает Сердечная йога?
Большинство из нас интересуются йогой, потому что надеются, что она принесёт нам больше энергии, укрепит здоровье, приведёт в порядок тело, вернёт гибкость и, конечно, успокоит ум. Однако, прежде чем с головой окунуться в такие ежедневные занятия йогой, большинству из нас всё-таки хотелось бы получить ясное представление о том, как она работает. Чтобы понять, насколько полезной может оказаться Сердечная йога, вы должны усвоить то, что мы называем пятью уровнями.
Представьте, что ваше тело — луковица. Снаружи располагаются те органы, которые мы видим: руки, ноги, живот и всё такое. Когда мы выполняем упражнения, то больше всего думаем именно об этом внешнем уровне. Прямо как в песне: «Вот эту руку — сюда, эту — сюда, ногу вот так, вот эту голову так, смотри на меня, двигайся в такт…» Я уже лучше выгляжу?
Прямо под первым уровнем находится второй. Этот уровень состоит из всех тех вещей, которые дают нашему внешнему, физическому телу энергию, необходимую для того, чтобы оставаться здоровым и сильным. Одним из примеров может, конечно, служить пища, которую мы едим, но в древних книгах Востока говорится, что и другие факторы также поддерживают наше тело — надежда, сон и даже те спокойные минутки, когда мы можем присесть и о чём-то подумать, не отвлекаясь.
Самый важный источник питания, энергетическое сырьё для нашего тела, — это совсем не то, что вы могли подумать, это само наше дыхание. Мы можем целыми днями обходиться без еды и даже питья, но каждые две секунды нам совершенно необходим добрый глоток воздуха. Наше тело состоит из миллиардов клеток, и каждая питается полноценной пищей — свежим кислородом — через удивительную систему легочного кровообращения. Если дыхание глубокое и ровное, оно насыщает нас автоматически, мы просто светимся здоровьем. Именно поэтому все системы йоги придают особое значение контролю над дыханием во время выполнения упражнений.
Если снять кожуру этого второго уровня — уровня дыхания, то под ним окажется третий: тот, что заставляет двигаться само дыхание.
Это уровень внутренних ветров. Вспомните, как на изображениях нервной системы человека нервы заполняют всё тело, ответвляясь от спинного мозга подобно сучьям дерева и достигая кончиков рук и ног.
На самом деле, нервная система считается частью первого уровня: внешнего тела. Но представьте призрачную сеть тончайших трубок и каналов, сделанных из такого тонкого вещества, что потрогать его так же непросто, как схватить солнечный луч, заглянувший к вам в окно. Мы называем это внутренними каналами — они расположены внутри сложной системы нервов, кровеносных сосудов и даже костей нашего тела. По сути дела, вся эта структура нашей нервной системы, сосудов и скелета вырастает внутри нас, следуя в первую очередь плану, задаваемому энергетическими каналами, сотканными из лучей света, ещё в период внутриутробного развития.
Каждая выпуклость и впадина снаружи и внутри нашего тела есть, таким образом, отражение соответствующего изгиба или поворота невидимых внутренних каналов. Кости нижней части спины, например, обретают такую форму из-за того, что в этом самом месте находится сходное по виду пересечение внутренних каналов.
Вы, наверное, уже задумались, к чему всё это говорится. А дело в том, что если эти самые внутренние каналы, находящиеся внутри вашего позвоночника, скажем, перепутаются, то и соответствующим костям тоже грозит защемление. Чтобы избавиться от вызванной этим боли в спине, вам необходимо исправить ситуацию на уровне внутренних каналов: на третьем уровне.
И хотя в наши дни на занятиях по обычной йоге люди редко говорят об этих внутренних каналах, конечной целью йоговских упражнений испокон веков был выход на этот третий уровень и разрешение всех проблем с внутренними энергетическими каналами. Ну а поскольку первый и второй уровни напрямую зависят от третьего, то ваши дыхание и здоровье приходят в норму по мере того, как исправляются внутренние каналы.
Всё перечисленное воздействует на вас во время выполнения упражнений, работая снаружи. А сейчас мы перейдём к самой захватывающей главе, в которой раскрывается особый секрет Тибетской сердечной йоги: воздействие, или работа, изнутри.
Работа изнутри
По сосудам кровеносной системы течёт кровь, по ветвям нервной системы проходят электрические импульсы. Что же движется по внутренним энергетическим каналам? Внутренние ветра. Они называются «ветра», потому что подобно ветру, наполняющему паруса корабля, они невидимы для глаз и так же, как ветер, могучи. Кроме того, они сильно взаимосвязаны с другим типом «ветра» — нашим дыханием, током воздуха внутрь нашего физического тела и наружу.
Представьте себе внутренние ветра и дыхание в виде пары струн на гитаре. Если вы настроите две струны на одну и ту же ноту и ударите по одной из них, то другая будет вибрировать в резонанс сама по себе. Вот так и дыхание следует за внутренними ветрами. Если внутренние ветра текут легко и спокойно, то и дыхание будет таким же.
Но что же заставляет внутренние ветра двигаться? Для ответа на этот вопрос нам надо снять с луковицы ещё один слой кожуры и спуститься на четвёртый уровень.
Четвёртый уровень — это попросту ваши мысли. Мысли и внутренние ветра всегда соединены; они двигаются в тандеме, мысли как бы едут верхом на внутренних ветрах подобно всаднику на коне. Эта взаимосвязь между нашими мыслями и ветрами внутренних каналов и есть та удивительная граница, на которой встречаются наше тело и наш ум. И это именно то место, где работает Тибетская сердечная йога.
Вы можете сами проследить эту связь, вспомнив какой-нибудь случай, когда вы были сильно возбуждены или расстроены. Когда мы сталкиваемся с таким сильным эмоциональным переживанием, наши мысли перестают течь плавно; они буквально вскипают, и в голове у нас наступает полная сумятица. А поскольку мысли едут верхом на коне внутренних ветров, то и ветра тоже начинают бурлить и конфликтовать друг с другом внутри энергетических каналов. Это похоже на то, как всадник неожиданно бросает поводья и вонзает шпоры в бока лошади. Лошадь срывается в непредсказуемом направлении и мчится куда глаза глядят. Поскольку, как мы уже говорили, внутренние ветра связаны с дыханием, как две гитарные струны, настроенные в резонанс, наше дыхание также выходит из-под контроля. Мы начинаем дышать всё быстрее и быстрее, дыхание становится сбивчивым и порывистым. Внезапно клетки нашего тела перестают вовремя получать питание. Если этот клеточный голод продолжается достаточно долго, то результатом его может стать язва желудка, сердечный приступ или всего лишь преждевременные морщины: на этом языке тело сообщает вам о том, что вы неправильно с ним обращаетесь.
Вот так момент сильной негативной эмоции на четвёртом уровне, уровне мыслей, вносит смятение в работу внутренних ветров, которые напрямую связаны с мыслями. Этот сбой на третьем уровне отражается на втором: нашем дыхании. А уже это приводит к неприятностям на уровне номер один, то есть на уровне здоровья нашего физического тела. Так проблема четвёртого уровня прокладывает себе путь на первый.
Если вдуматься, то закономерности этого процесса дают нам и замечательные возможности: мы можем воспользоваться взаимосвязью между всеми этими уровнями для исправления разного рода проблем. А ведь это именно то, на что как раз и направлено большинство практик йоги. Выпрямляя и растягивая своё физическое тело, вы приводите в порядок дыхание: оно становится глубоким и ритмичным. Благодаря этому стабилизируются внутренние ветра, что автоматически успокаивает оседлавшие их мысли. Это всё равно что схватить поводья бешено несущейся лошади и постепенно остановить её. Всадник в седле тоже останавливается, хотя бы потому, что сидит верхом на этой самой лошади. Вот почему после хорошего занятия йогой у нас остаётся чувство спокойствия и внутренней свежести.
Но что, если мы пойдём обратным путём: что, если мы будем работать изнутри? Предположим, что мы сумели бы найти самые прекрасные мысли из всех возможных, такие мысли, которые текут самым что ни на есть совершеннейшим образом. Тогда мы смогли бы спокойно сесть и просто-напросто погрузиться в эти мысли, намеренно поддерживая их.
Поскольку наши внутренние ветра привязаны к этим самым мыслям, они начнут свободно и спокойно течь внутри энергетических каналов. Это, в свою очередь, приведёт к аналогичным изменениям на следующем уровне: мы станем дышать также медленно и свободно.
Все клетки нашего тела получат еду вовремя и в изобилии. Это приведёт к тому, что наше тело станет красивым, стройным и сильным. А ведь мы добились всего этого с помощью одних лишь мыслей. В этом ключ к Тибетской сердечной йоге.
Семена — зародыши мира
Мы начали с того, что упомянули пять различных уровней. Пора поговорить о пятом.
С одной стороны, и хорошо и правильно говорить людям, что если их мысли будут спокойными, то и физически они будут чувствовать себя лучше; мы уже знаем, как это происходит. Проблема в том, что, как правило, мы лишены реальной возможности как-то повлиять на этот процесс. Жизнь постоянно подбрасывает всё новые и новые проблемы, не позволяющие нам сохранять неизменные спокойствие и безмятежность: иногда это ситуации, в которые мы попадаем, иногда это люди, с которыми мы сталкиваемся.
Один способ исправить ситуацию мы с вами уже обсудили: если вы почувствовали себя усталыми, расстроенными или несчастными, то всегда можно достать свой коврик для йоги и выполнить комплекс упражнений. Пропотев на уровне тела, вы приведёте в порядок своё дыхание, внутренние ветра и, наконец, мысли. В течение какого-то времени вы действительно будете чувствовать себя лучше, что, в свою очередь, положительно скажется на вашем физическом здоровье.
Однако главный вопрос не в этом, а в том, что собой представляет пятый уровень. Пусть внутренние ветра управляют дыханием, а мысли управляют внутренними ветрами, но что же тогда управляет самими мыслями? И, прежде всего, почему так происходит, что некоторые вещи непременно расстраивают нас? Откуда вообще берутся эти вещи? Чтобы разобраться в этом, мы должны понять то, что в древних книгах называется семенами мира.
Вот три человека приходят на своё первое занятие по йоге. Через час один из них, прихрамывая, покидает зал, получив растяжение. Второму всё это кажется скучным занятием, и он больше не возвращается. А третий летит домой как на крыльях, наполненный светом и энергией, в полном восторге от того, что он нашёл новый увлекательный способ оставаться здоровым и бодрым. Все трое побывали на одном и том же занятии, все трое выполняли одни и те же упражнения. Откуда такая разница? Итак, занятие было одно и то же, а три начинающих йога восприняли его как три разных занятия. Наставники прошлых времён говорят, что так происходит из-за различных семян—зародышей мира в уме каждого человека.
Что представляет собой этот зародыш? Это крошечное семя в нашем уме, которое созревает, когда мы воспринимаем что-либо, и окрашивает это восприятие в определённые тона. Это всё равно что надеть красные солнцезащитные очки и взглянуть на лист белой бумаги. Бумага покажется нам розовой.
Семена определяют, каким — плохим или хорошим — всё представляется нам в этом мире. Если благое семя созревает в вашем уме, когда начальник входит в дверь, то вы видите, как он подходит к вам с радостной вестью о повышении вашего оклада. Если же созревает дурное семя, то вы видите, как он кричит на вас и топает ногами. В обоих случаях начальник один и тот же; босс — он и в Африке босс. А вот то, каким вы его видите, зависит от того, какого цвета очки нацепили вам на нос семена-зародыши в вашем собственном уме.
Откуда берутся эти семена? Как они попадают в наш ум? Во все века мудрецы всех стран и народов давали на это один и тот же ответ: вы получаете то, что отдаёте; всё возвращается на круги своя. Не важно, назовём ли мы это кармой или скажем: что посеешь, то и пожнешь. Кармические семена, которые определяют, каким мы видим этот мир, попадают в наш ум через наше отношение к окружающим людям.
Представьте свой ум в виде суперсовременной видеокамеры. Когда вы говорите или даже думаете что-нибудь недоброе в чей-то адрес, ваш ум записывает это событие.
В зависимости от того, насколько бурными были ваши эмоции в этот момент, в вашем уме укореняется семя, обладающее соответствующей жизненной силой. Спустя неделю или месяц начальник входит в дверь вашего кабинета. Семя пробуждается, выдаёт вам эти ужасные очки, и вот уже вы видите… как босс кричит на вас и топает йогами.
Если же вы, наоборот, были добры к кому-то другому, то совсем другое семя созревает у вас в уме, и вы видите, как получаете от того же самого босса повышение. Думаю, вам всё понятно (если, конечно, в вашем уме созрели семена этого понимания). Давайте вернёмся к тем троим, что с такими разными результатами посетили одно и то же занятие по йоге. Согласно принципу «что посеешь, то и пожнешь», тот человек, который ушёл хромая, получил растяжение, потому что на самом глубинном уровне — пятом — пробудилось семя, которое и заставило его воспринять занятие именно таким образом. А укоренилось это семя в его уме, когда неделю назад он, скажем, поленился оторвать свой зад от стула, чтобы принести аспирин беременной сотруднице, у которой сильно разболелась голова.
У второго, который вообще не понял, зачем он притащился на это занятие, попросту не пробудилось никаких сильных семян — ни плохих, ни хороших. А вот третий, который дней за десять до этого, возможно, отложил все свои дела, чтобы навестить больного товарища или даже подчинённого, чувствует себя, как будто выиграл в рулетку миллион, потому что именно такое семя созрело в его уме.
Эти семена—зародыши мира играют очень важную роль. Они всплывают, затрагивая все уровни с пятого до первого, и определяют то, как наше тело реагирует на йогу. А потом они идут ещё дальше, по ходу дела формируя саму нашу жизнь в этом мире, да и сам этот мир, каким мы его привыкли видеть.
Теперь ожидающее нас будущее становится похожим на чистый лист бумаги, на котором ничего не написано. Вы можете думать о нём как о чём-то не существующем, как о том, что остаётся в середине луковицы, когда вы снимаете самый последний слой. Будет ли йога работать, что именно мы увидим на том чистом листе — зависит от нас самих, от каждого из нас.
Вообще сама идея о кармических семенах — о том, что вы получаете именно то, что отдали, — стара как мир. Тем не менее, в это не так просто поверить, когда речь идёт о вас самих. Пусть это вас пока особо не тревожит, просто по ходу дела имейте её в виду; давайте сначала посмотрим, действительно ли она работает.
Пока же просто помните, что эта идея является одним из важнейших принципов, на основе которых Тибетская сердечная йога «выполняет свои обязанности», делая ваше тело здоровым, фигуру — подтянутой, сознание — всегда радостным, а улыбку — весёлой и открытой, совсем как знаменитая улыбка Далай-ламы. Подведём итог тому, что мы успели сказать: мы хотим, чтобы комплекс упражнений работал на всех пяти уровнях, потому что это будет в пять раз эффективнее, чем обычное занятие, затрагивающее только один уровень. Нам нужна такая йога, которая умеет растягивать и расслаблять тело там, где это нужно и полезно; делает дыхание спокойным и глубоким; заставляет внутренние ветра дуть ровно и плавно; наполняет нас добрыми, благими мыслями; помогает нам посеять в уме семена прекрасного будущего мира. Именно этим вы ежедневно занимаетесь, выполняя получасовой комплекс упражнений Тибетской сердечной йоги, если, конечно, вы ежедневно им занимаетесь.
Вы узнаете наверняка, что ваша йога работает
Когда услышите внутри себя песню.
Сватварама Йоги (XIV век)