1 Алмаз в розе

Упражнение 1: Алмаз в розе

Технологический алгоритм Тибетской сердечной йоги
рис.1. Технологический алгоритм Тибетской сердечной йоги.
(щелкните по картинке чтобы получить полное изображение)

Начнём с первого из десяти упражнений Тибетской сердечной йоги. Каждое новое упражнение мы будем начинать с подробных инструкций о том, как его следует выполнять. Затем расскажем, как оно воздействует на ваше тело и сознание, — даруя силу и спокойствие, — на всех уровнях, с первого по пятый.

Как выполнять упражнение

Время: 2 минуты.

Сядьте удобно в передней части своего коврика.

Соедините ладони у сердца и прижмите их к груди; большие пальцы вместе, между ладонями.

Слегка прикройте глаза и неспешно сконцентрируйте сознание на точке между бровями.

Представьте в своём сердце красную розу. В середине бутона лежит сверкающий бриллиант.

Тихо пойте такие слова: «Ом мани падме хум». Вы можете также взять любую другую краткую фразу, которая вдохновляет и одухотворяет вас. Удерживайте своё сознание на образе алмаза в центре розы до конца упражнения — пока не истечёт время.

 

Как упражнение воздействует на вас

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы прогреться и снять напряжение с внутренних каналов в районе сердца. Это тихое пение или произнесение нараспев — не просто очередная глупость из тех, что так любят проделывать некоторые люди перед началом занятия йогой. Наоборот, оно так же необходимо, как разминка и разогрев мышц перед футбольным матчем. Давайте посмотрим почему.

Мы уже говорили о системе внутренних каналов — каналов, сотканных из света, — лежащих в основе каждой части нашего тела.

Самый главный из этих каналов отходит вверх и вниз от самого центра тела подобно той огромной невидимой оси, вокруг которой вращается наша дорогая Земля.

Медитация

Если внутренние ветра текут внутри этих каналов легко и свободно, то мы чувствуем себя бодрыми и счастливыми.

Вдоль центрального канала, слева и справа от него, расположены два других канала поменьше. В нескольких местах они пересекаются, перекручиваются, образуя между собой узлы и охватывая главный канал, совсем как виноградные лозы, обвивающие свою опору, — воткнутую в землю палку. Ветра, которые дуют внутри этих каналов, связаны с нашими негативными эмоциями: гневом, страстью, эгоизмом. Всякий раз, когда нас посещают негативные или вредоносные мысли, они раздувают ветра внутри этих двух боковых каналов. Так происходит всё по той же причине: наши мысли сидят верхом на ветрах, подобно всаднику на лошади.

Когда в боковых каналах возбуждаются ветра, каналы начинают расширяться, подобно длинным и тонким, похожим на кишку, воздушным шарам, когда их надувают. Увеличиваясь в размерах, боковые каналы начинают сдавливать, пережимать центральный канал в тех местах, где они образуют вокруг него узлы. Это, в свою очередь, нарушает свободное движение ветра в главном канале; это чем-то напоминает перебои с водой в перекрученном поливальном шланге у вас в саду. Ну и, поскольку все наши благие мысли привязаны к ветрам в центральном канале, мы начинаем нервничать, переживать, волноваться — в общем, чувствовать себя несчастными. Поскольку неприятности на одном уровне затрагивают все остальные уровни, то и наше физическое здоровье ухудшается.

Самый важный из всех узлов вокруг центрального канала расположен на уровне сердца. Здесь узел, образованный двумя боковыми каналами, сильнее всего сжимает главный канал; вот почему вы начинаете чувствовать боль в груди уже после нескольких напряжённых дней, будь то стресс на работе или проблемы в семье. Все упражнения Сердечной йоги нацелены на преодоление этой закупорки в районе сердца, на то, чтобы раскрыть его для свободного течения радостных мыслей и напитать тело новой энергией и здоровьем.

Особенно эффективной практикой, ведущей к ослаблению этого переплетения каналов в районе сердца, может стать пение или чтение нараспев. Именно поэтому так трудно петь, когда мы в сердитом настроении, чем-то раздражены или раздосадованы, — нам мешает узел в сердце. Этим же объясняется и то, что многие из нас так любят петь, принимая душ: центральный канал расположен ближе к спине, чем к передней части тела, а тёплые струи и брызги воды расслабляют эту область, а значит, и узел, точку пересечения каналов в сердце; нам становится так легко и радостно, что хочется петь.

Вы, возможно, уже догадались, почему испокон веков понятие «сердце» было связано с чувствами любви и добра: всё дело в том, что люди подсознательно догадывались как о существовании этого переплетения боковых каналов вокруг центрального, так и о необходимости развязать или хотя бы ослабить этот узел. «Сердце, тебе не хочется покоя; открыть своё сердце навстречу людям; что так сердце, что так сердце растревожено; отлегло от сердца; не принимай близко к сердцу; отходчивое сердце; сердце сердцу весть подаёт; кто сердит, тот сам себе мстит; спасибо, сердце, что ты умеешь так любить» — народ издревле знал и понимал важность сердца как средоточия наиболее сильных человеческих эмоций. Упражнения Тибетской сердечной йоги основаны на том, что мы испокон веков знаем о нашем сердце.

Итак, пение полезно нашему сердцу; но что именно мы должны петь? Небольшая песнь, или мантра, приведённая здесь, является очень-очень древней и всегда была самой любимой мантрой каждого далай-ламы. Представьте, что мы смогли бы собрать вместе все добрые и хорошие мысли, которые когда-либо возникали в головах всех людей, живших на Земле с незапамятных времён и по сей день, и сделать из них человека, подобно тому, как из пригоршней снега лепят снеговика. У нас получилось бы что-то вроде совершенного существа, сотканного из чистейшего света, похожего на ангела со старинных икон.

Тибетцы и считали это прекрасное существо ангелом; они назвали его Ченрезик, что в переводе означает «Ангел, что глядит на нас глазами, полными любви», или просто «Любящее око». Они верили, что каждый далай-лама в действительности и есть этот самый ангел во плоти. Как бы то ни было, та мантра, что мы используем в нашей практике, всегда была связана с ангелом «Любящее око» — а значит, и с далай-ламами. Она оказывает совершенно особое воздействие на раскрытие узла в нашем сердце.

Песнь ангела «Любящее око» написана на санскрите, языке Древней Индии. Звуки санскрита лежат в основе чуть ли не половины языков мира, включая английский и уж тем более русский. Тибетцы верят, что это связано с тем, что все слова нашего языка изначально произошли от глубинного и тончайшего звучания ветров, дующих внутри нашего тела. Санскрит — это праязык, основанный именно на этих звуках.

Поэтому, когда мы поём на санскрите, это способствует ослаблению и развязыванию узлов наших внутренних каналов. Например, через слог ОМ в нас раскрывается способность быть более добрыми к другим во всех наших действиях, помыслах и речах.

Многим из нас гораздо удобнее произносить мантры на родном языке, и это тоже вполне допустимо. В переводе на русский песнь ангела «Любящее око» может звучать как «Я воспеваю алмаз в розе». Дословно санскритский оригинал переводится как «Ом, драгоценность в лотосе», но в Сердечной йоге мы специально используем алмаз и розу, и тому есть особая причина.

Необходимо, чтобы цветок в нашем сердце не только был красивым и благоухающим, но и произрастал бы, чувствуя себя совершенно комфортно, в самых неблагоприятных условиях. В Индии это лотос — розовато-оранжевый цветок с тонким, но острым ароматом. Лотос всегда растёт в грязных, наиболее заболоченных частях водоёмов, изящно поднимаясь прямо из ила и грязи, совершенно не затронутый ими. Этот цветок символизирует нашу любовь к другим, любовь, которая спокойно и непоколебимо расцветает в нашем сердце, невзирая на наиболее напряжённые, трудные моменты нашей жизни.

Песнь ангела «Любящее око»

Когда вы созерцаете внутри себя цветок, важно, чтобы он был знаком вам с детства, в этом случае ваши подсознательные мысли и внутренние ветра будут двигаться сильнее, а само упражнение будет эффективнее. Вот почему для большинства из нас красная роза предпочтительнее, да и расцветать она может в непростых обстоятельствах: почти без воды, даже в пустыне, даже среди шумной городской суеты.

Мы представляем алмаз внутри розы, потому что в тот день, когда узел в вашем сердце будет полностью развязан, вы увидите кристально чистый свет, исходящий оттуда и несущий любовь ко всем живым существам в целой вселенной. А в основе этой любви лежит абсолютная истина всех вещей, которая сама по себе чиста и нерушима, как алмаз.

Как часто говорит Далай-лама в своих беседах по всему миру, во время этого первого упражнения также очень полезно просто нараспев произносить имя любого особенного, священного для вас, из нашего времени или из далёкого прошлого, который всю вашу жизнь много значил для вас. Это может быть Моисей, Иисус или Магомет, наконец. Будда; это может быть дорогой вашему сердцу школьный учитель; ваши отец или мать, жена, муж. Словом, подойдёт любой, чей образ пробуждает в вас чувство сердечной доброты.

Не стесняйтесь: пойте громко, чётко и долго. Может быть, это покажется вам непривычным, но это очень важно, если вы хотите, чтобы йога сделала вас подтянутыми и сильными. Когда пройдут эти две минуты (вы можете засечь их по таймеру), переходите ко второму упражнению.

Тот из нас, чей ум блуждает,

Уже положил свою голову

В пасть ужасного льва несчастья.

Учитель Шантидева (VIII век)

Источники и ссылки: