2 Cовершенная десятка
Упражнение 2: Совершенная десятка
рис.1. Технологический алгоритм Тибетской сердечной йоги.
(щелкните по картинке чтобы получить полное изображение)
Во втором упражнении мы наблюдаем за дыханием. Цель этого приёма заключается в том, чтобы направить ум вовнутрь, а также сконцентрироваться на следующих за этим упражнениях. Эти наставления взяты из книги Далай-ламы I, которая называется «Светильник, освещающий путь к свободе». Они, в свою очередь, попали туда из работы «Сокровищница мудрости», написанной индийским учителем Васубандху более чем шестнадцать столетий назад.
Как выполнять упражнение
Время: 2 минуты.
Сядьте удобно в передней части коврика.
Положите руки на колени ладонями вверх.
Соедините большой и указательный пальцы, слегка соприкасаясь ими. Остальные пальцы расслабьте.
Выпрямите спину, выровняйте плечи. Расслабьте напряжение во лбу и в уголках рта. Подбородок держите прямо — не слишком низко и не слишком высоко.
Переведите взгляд вниз, потом медленно прикройте глаза.
Сделайте вдох, а затем долгий, медленный выдох через нос. С этого момента дышите только через нос.
Теперь тихо вдохните. Предшествующий этому выдох вместе с этим вдохом считается как один вздох. Мы называем его одним циклом выдох-вдох.
Сконцентрируйтесь на таких вздохах, считая их, пока не дойдёте до десяти. Начните сначала, если обнаружите, что сбились со счёта, отвлеклись или думаете о чём-то другом.
Когда дойдёте до десяти или закончится время, отведённое для этого упражнения, переходите к следующему.
Как упражнение воздействует на вас
Наше дыхание привязано к внутренним ветрам, а внутренние ветра привязаны к мыслям. Это означает, что когда наши мысли добры или спокойны, то и дыхание тоже становится спокойным и ритмичным. Это также означает, что если мы сознательно дышим правильно — глубоко, спокойно и ритмично, то и наши мысли станут спокойными. Это очень важно для того, чтобы при помощи упражнений Тибетской сердечной йоги стать более сильными и здоровыми.
Позы, которые принимает наше тело, выполняя йогу, предназначены для того, чтобы вытянуть и выпрямить внутренние каналы, что позволит ветрам течь более ровно. Такой эффект возвращается с третьего уровня — уровня ветров на первый уровень, уровень физического тела, делая его подтянутым и сильным. Но если мы выполняем упражнения йоги, не переставая беспокоиться о бытовых проблемах, неприятностях на работе или неудачах в личной жизни, то наши внутренние ветра снова начинают двигаться хаотично по причине уже известной нам взаимосвязи между мыслями и ветрами. В этом случае тот положительный результат, которого мы могли бы добиться, работая снаружи, с первого уровня, сводится на нет из-за беспорядочных завихрений ветров внутри. Заниматься йогой, имея блуждающий ум, — это практически равносильно тому, как если бы вы вообще ею не занимались.
Древние наставники по йоге осознавали это и сделали «Совершенную десятку» обязательным условием перехода к физическим упражнениям. Название «Совершенная десятка» произошло от требования достичь в выполнении этих десяти безмолвных циклов дыхания совершенства, заключающегося в полном отсутствии мыслей о чём бы то ни было, кроме самого безмолвного счёта вдохов и выдохов.
Как только вы попробуете выполнить это, вы сразу поймёте, что это вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Представьте, что ваш ум стоит на кончике носа, как часовой у банковского хранилища.
Почувствуйте, как воздух входит и выходит, касаясь ваших ноздрей. Когда вы станете уверенней выполнять это упражнение, то можете начать вслушиваться в очень тонкий звук, который производит дыхание, касаясь волосков внутри носа, подобно тому, как шелестит листвою ветерок, дующий сквозь деревья. Позже вы научитесь дышать так легко, что постепенно затихнет даже этот едва различимый звук.
Если во время выполнения десяти дыхательных циклов вы вдруг поймаете себя на том, что ваши мысли далеко и вы опять считаете ворон, начинайте считать сначала, с первого цикла. Если вы будете честны сами с собой, то, возможно, обнаружите, что нелегко досчитать даже до трёх, в лучшем случае четырёх без того, чтобы не отвлечься на что-нибудь. Этот несомненный знак говорит о том, каким же всё-таки рассеянным стал ум современного человека. Раз уж мы не можем успокоить наш ум, даже когда действительно этого хотим и специально этим занимаемся, то, похоже, наши внутренние ветра постоянно находятся в беспорядочном волнении, дуют порывисто и образуют завихрения.
Очень важно понять, что согласно древним источникам мудрости эта свистопляска наших мыслей и внутренних ветров повинна не только в наших болезнях и плохом самочувствии, но и в самом процессе старения. Поэтому если вы узнаете, как правильно работать с внутренними ветрами, то вообще-то сможете пустить свои биологические часы вспять.
А теперь несколько замечаний относительно выполнения этого упражнения. Будет неплохо, если вы скрестите ноги, потому что так держать спину прямой легче, чем если вы их вытянете перед собой. Прямая спина — абсолютно необходимое условие для того, чтобы ветра в центральном канале двигались правильно. Именно поэтому вы лучше, яснее и быстрее соображаете, когда сидите на стуле прямо: как дуют ветра, так текут и наши мысли. По той же причине многие из предлагаемых вам упражнений нацелены на то, чтобы сделать вашу спину более сильной и гибкой, особенно в самой важной области позвоночника — прямо напротив сердца.
По мере того как вы будете продвигаться в своей практике йоги, вы сможете сидеть в позе полулотоса, при этом ваша правая нога будет лежать на левом бедре. Впоследствии вы даже сможете попробовать позу полного лотоса, или, как её ещё называют, siddha-asana: поза мудреца. Оба эти положения необходимо изучать под руководством квалифицированного наставника, который смог бы сперва проверить, достаточно ли разработаны ваши колени на занятиях йогой.
Чтобы было легче держать спину прямой, тибетские учителя часто
советуют использовать небольшую упругую подушечку, которую надо подкладывать под заднюю часть вашего коврика, чтобы приподнять основание вашего позвоночника выше бёдер.
Если вы обнаружили, что закрытые глаза неизменно вызывают сонливость, тогда попробуйте слегка приоткрыть их, но при этом продолжайте смотреть вниз перед собой, избегая концентрации взгляда на чём бы то ни было.
Наверное, самая важная тонкость «Совершенной десятки» касается того, как мы считаем циклы дыхания. Обычно, когда кто-то просит нас посчитать вздохи, мы делаем глубокий вдох, как будто собираемся проплыть несколько метров под водой. Затем, сделав выдох, мы называем этот цикл первым и продолжаем дальше считать вдохи-выдохи.
Уникальная особенность Сердечной йоги заключается в том, что мы считаем вздохи, начиная с выдоха! Такой способ подсчёта будет использоваться во всех упражнениях, которые мы вам покажем; исключительно важно, чтобы, говоря о «вздохе», вы имели в виду не вдох-выдох, а именно выдох-вдох.
Прежде всего, такой способ позволяет намного легче успокоить дыхание — попробуйте и убедитесь сами. Если у вас учащённое дыхание, или оно выбилось из ритма из-за того, что вы нервничаете или чем-то огорчены, то почти невозможно быстро успокоить и привести его в норму за счёт сознательных попыток заставить себя вдыхать спокойней. Но если вы сосредоточитесь на замедлении выдоха, если вы просто попробуете долго и спокойно выпускать воздух из легких до полного их опустошения, тогда ваше дыхание восстановится сразу.
Вспомните, как вы, себя чувствуете, когда делаете хороший, глубокий рефлекторный вздох. Речь идёт не о взрывном типе дыхания, когда вы сильно утомлены или кем-то раздражены до белого каления. Мы имеем в виду тот медленный тихий выдох, который зарождается в глубине груди и на дне гортани, когда вы чувствуете себя очень довольными, отдохнувшими и расслабленными, — недаром же русские слова «вздох» и «отдохнуть» являются однокоренными, — такой вздох удовлетворения и радостной неги вырывается порой сам по себе, когда вы слушаете свою любимую музыку, лёжа на диване, или когда любимый человек обнимает вас. Можно также вспомнить и взять за основу ровный и еле слышный выдох спящего ребёнка.
Именно таким лёгким нежным выдохом должен начинаться каждый цикл дыхания в Тибетской сердечной йоге. Если вы привыкнете думать о вздохе как о единичном цикле, состоящем из выдоха, за которым следует вдох, то обнаружите, что в течение всего дня стали чувствовать себя
намного спокойнее. Поэтому начните работать над этим уже теперь, при выполнении практики «Совершенной десятки».
Есть ещё одна причина, по которой мы дышим сначала выдыхая, а потом делая вдох. Наш первый вздох, который мы сделали, едва только покинув материнское чрево, начался с вдоха. А последний вздох в жизни человека, лежащего на смертном одре, — это выдох. Йога же задумывалась древними учителями Индии и Тибета как протест против привычного хода вещей. Мы не хотим стареть, как все и всё вокруг, — в этом нет никакой необходимости. Наше предназначение в том, чтобы жить, а не в том, чтобы умирать. Так давайте сначала совершим свой последний выдох, а затем вдохнём в себя новую жизнь — и давайте жить! Пусть наши внутренние ветра войдут в центральный канал и запоют там во весь голос.
Умение отдавать и брать
Едет верхом на ветре,
Освобождая каждое живое существо
От океана страданий.
Панчен-Лама I (1567-1662)